Главная Новости Наши конференции Наши издания Обратная связь

 

 

Наши новости:

 

Интернет-публикации
Диссертации
Конференции 2009

Международная научная конференции

«ЗАПАДНАЯ БЕЛОРУССИЯ И ЗАПАДНАЯ УКРАИНА В 1939–1941 ГГ.: ЛЮДИ, СОБЫТИЯ, ДОКУМЕНТЫ»

 

Розенблат Евгений Семенович (Брест, к.и.н., доцент Брестского государственного университета им. А.С. Пушкина)

«Еврейские клерикалы» и советская власть в западных областях Белоруссии (1939-1941 гг.)

Одной из целей советской власти была борьба с религией, утверждение атеистического мировоззрения и, как конечный итог, создание «безбожного» государства. После присоединения  западных областей Белоруссии к БССР «чистки» среди духовенства и мирян проводились в соответствии с очерёдностью классовых и этнических чисток. Наиболее сильный удар обрушился на католический костёл, поскольку именно поляки-католики  являлись носителями антисоветских идей, создавшими антисоветское подполье.

После разгрома костёла советская власть принялась за другие религиозные конфессии, в том числе иудаизм. Антирелигиозная политика в отношении иудаизма в западных областях Белоруссии в своём развитии прошла два этапа. Первый этап  (с сентября 1939 г. по февраль 1941 г.) характеризуется преобладанием административных и пропагандистских методов борьбы. Наиболее  эффективными оказались экономические методы воздействия: национализация, налогообложение синагог и служителей культа, резкое сокращение числа «спонсоров» – людей, финансово поддерживавших религиозные общины. Административные методы борьбы на данном этапе заключались в закрытии значительного числа синагог, передачи культовых зданий хозяйственным, культурным, административным организациям и беженцам.

Официально еврейские религиозные общины не были распущены. По данным на июнь 1939 года, только в Белостокском воеводстве  насчитывалось 49 общин, которые объединяли около 150 тысяч евреев[1]. Но изъятие средств религиозных общин подорвало их финансовые мощности и лишило возможности содержать больницы, школы, бани. Синагоги и кладбища продолжали существовать за счет личных средств и пожертвований верующих.

Согласно советскому законодательству, в западных областях БССР школа была отделена от церкви. Закрытие еврейских религиозных школ и ешиботов нанесло ощутимый удар по иудаизму. Так, в Бресте после прихода Красной Армии и установления советской власти была закрыта еврейская  религиозная школа «Талмуд-Тора» (на момент закрытия в ней обучалось около 1 тысячи детей из города и окрестных местечек)[2]. Свёртывание системы еврейского религиозного образования привело к эмиграции преподавателей и учащихся наиболее известных иешив (Мирская иешива выехала в г. Вильно практически в полном составе – из 500 чел. в м. Мир осталось только 6 учащихся, из 300 учащихся Клецкой иешивы осталось 14 человек, путь эмиграции выбрали также Барановичская и Воложинская иешивы)[3] или к попыткам развернуть сеть нелегальных религиозных учебных заведений (иешив, хедеров и др.)[4]. Существующие нелегально религиозные школы и ешиботы организовывались на частных квартирах и при синагогах. Работу таких подпольных еврейских религиозных школ и групп по изучению религиозной литературы курировали раввины. Органы НКВД установили существование нелегального обучения еврейских детей в Пинске, Клецке, Барановичах[5].

С осени 1939 года в западных областях БССР советские власти развернули кампанию по изъятию и закрытию еврейских культовых зданий. Так, решением исполкома Ивановского городского поселкового совета от 27 мая 1941 г. по просьбе 450-и граждан еврейской национальности городского посёлка Иваново Пинской области в двух синагогах были размещены дом соцкультуры и радиоузел[6]. В м. Высоко-Литовск в одной из синагог была размещена столярная артель, а в другой (центральной) с согласия раввина временно хранилось зерно[7]. В г. Барановичах было закрыто 5 из 9 синагог[8]. В городе Слониме, по сообщению местного райкома партии, большинство синагог (всего их насчитывалось 18) в 1940 году было занято беженцами[9]. Тяжелое финансовое положение еврейских религиозных общин вынуждало евреев самих отказываться от синагог. Так, в Пинске к секретарю горкома КП(б)Б явилась делегация верующих евреев с просьбой забрать у общины 2 синагоги, так как они не в состоянии платить налоги[10].

Несмотря на меры административного воздействия, финансовые и другие трудности, по данным на февраль 1941 года, в западных областях Белоруссии продолжали действовать  387 синагог[11].

Значительным ударом по религиозным чувствам верующих евреев был Указ Президиума ВС СССР от 26 июня 1940 года «О переходе на 8-часовой рабочий день, на 7-дневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений». В западных областях БССР прокатилась волна массового невыхода евреев на работу. 150 рабочих пинского «Лесдревхимсоюза» и Западного пароходства в одну из суббот не вышли на работу, мотивируя свой отказ религиозными убеждениями. За вторичный субботний прогул по Пинской области к ответственности было привлечен 371 человек. Под суд были отданы даже три 80-летних старика-еврея, которые заявили, что и в дальнейшем работать по субботам не будут. Учитывая преклонный возраст обвиняемых, областная прокуратура не решилась сразу вынести приговор по делу, но из прокуратуры СССР поступило указание не делать никому скидок[12].

С февраля 1941 г. начинается второй этап борьбы против «еврейских клерикалов». В этот период органами НКВД составляются подробные отчёты о деятельности еврейских религиозных общин в западных областях Белоруссии, ведутся агентурные разработки наиболее влиятельных и авторитетных религиозных лидеров. Можно предположить, что планировалась крупномасштабная репрессивная акция против верхушки еврейского религиозного клира. Однако реализации планов помешала начавшаяся война.

 По данным НКВД, еврейское духовенство устанавливало и поддерживало постоянные связи с еврейскими религиозными центрами. Особенно тесные контакты были замечены между пинскими и столинскими раввинами и Виленской еврейской организацией «Хевро-Кадиша». Через Виленский центр было налажено взаимодействие с американской еврейской благотворительной организацией «Джойнт» и японским комитетом «Иокагама»[13]. Кроме того, еврейское духовенство Пинской области было связано с руководителями религиозных общин Киева, Клецка, Ровно, Ляховичей, Сарн, Барановичей[14]. Ими проводились совместные подпольные встречи, где решались вопросы получения денежной помощи, координации деятельности и др. В июле 1940 года в Барановичах  состоялось 3 нелегальных совещания руководителей религиозных общин Западной Белоруссии, где обсуждались проблемы возвращения  из ссылки наиболее видных религиозных деятелей-беженцев. Было принято решение о ходатайстве перед советским правительством, а также об обращении за помощью в иностранные консульства[15]. Подобная деятельность подпадала под разряд контрреволюционной и антисоветской, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Следует отметить не только воздействие на верующих атеистической пропаганды и советских норм жизни, но и обратную связь – определённое влияние на «восточников» (людей, прибывших в западные области для исполнения служебных обязанностей и проведения «советизации»  края), оказываемое на них религиозной средой.

Следует подчеркнуть, что на последствия развязывания антирелигиозной кампании в западных областях Белоруссии оказали влияние сложившиеся традиционные формы организационной структуры той или иной  конфессии. Так, католический костёл и православная церковь представляли собой вертикальную модель организации с чётко выраженной структурой, ядром которой являлись храмы и священнослужители. Именно это являлось их уязвимым местом: закрытие костёлов, церквей, а также аресты священнослужителей, грозили параличом деятельности данных христианских конфессий. Иудаизм, в отличие от христианства, на протяжении столетий выработал более гибкие формы религиозной организации, и отправление религиозного культа у верующих евреев достаточно легко переходило от публичных (посещение синагог, молитвенных домов, функционирование легальных религиозных учебных заведений) к латентным формам (проведение богослужений на частных квартирах, создание нелегальных учебных заведений и молитвенных домов, сохранение религиозных обрядов и традиций в частной жизни).

Результатом проводившейся в 1939-1941 гг. борьбы с иудаизмом в западных областях Белоруссии стал с одной стороны  наметившийся отход от веры еврейского населения (по крайней мере внешний), а с другой – укрепление веры и попытка сохранить религиозные традиции.  

horizontal rule

[1] Розенфельд У.Д. Евреи и «новый порядок» (Белосток, 1939 год) // Наш Радавод. Кн. 7.: Матэрыялы мiжнароднай навуковой канферэнцыii «Гiстарычная памяць народаý Вялiкага княства Лiтоýскага i Беларусi». Гродно, 1996. С. 307.

[2] Канфесii на Беларусi (к. XVIII-XX ст.ст.) / В. В. Грыгор’ева, У. М. Завальнюк, У. I.  Навiцкi, А. М. Фiлатава; Навук. рэд. У. I. Навiцкi. Мн. С. 214.

[3] Государственный архив Брестской области (далее ГАБО),  ф. 7580, оп. 1, д. 252, л. 13, 17, 20.

[4] Там же, д. 76, л. 223.

[5] Там же, л. 17-19, 21-23.

[6] Там же, ф. 2223 «П», оп. 1а, д. 10, л. 136.

[7] Там же, ф. 6 «П», оп. 1а, д. 4, л. 25.

[8] Там же, ф. 7580, оп. 1, д. 252, л. 2, 3.

[9] Там же, ф. 673, оп. 3, д. 393, л. 112. Государственный архив общественных объединений Гродненской области, ф. 2191, оп. 45, д. 120, л. 81.

[10] ГАБО, ф. 7581 «П», оп. 1, д. 19, л. 222.

[11] Национальный архив Республики Беларусь, ф. 4, оп. 27, д. 328, л. 150.

[12] Розенблат Е. С., Еленская И. Э. Пинские евреи.1939-1944. Брест, 1997. С. 33-34.

[13] Там же. С. 32.

[14] ГАБО, ф. 7581 «П», оп. 1, д. 76, л. 224.

[15] Там же, ф. 7580, оп. 1, д. 252, л. 24-25. 

Hosted by uCoz